Всего выйдет 10 премьер: по три на Основной и Малой сценах и четыре — в Новом пространстве, где продолжит работу проект «Слой».
10 сентября на Малой сцене сыграют премьеру молодого китайского режиссёра Дин Итэна «Я не убивала своего мужа», главную роль в котором исполнит Мария Смольникова. В основе сюжета – сатирический роман популярного писателя Лю Чжэньюня «Я не Пань Цзинлянь» (подробнее узнать о постановке можно здесь).
Международное направление продолжит спектакль режиссёра из ЮАР Джеймса Нобо. Для работы режиссёр выбрал пьесу Августа Стриндберга «Фрёкен Жюли». Это уже второе обращение Театра Наций к произведению нобелевского лауреата – ранее пьесу ставил Томас Остермайер. В настоящее время Джеймс Нобо проводит кастинг будущего спектакля; премьера назначена на июль 2025 года.
Третьей постановкой на Малой сцене станет спектакль Сергея Сотникова по прозе Виктора Астафьева. Название объявят позднее, выпуск запланирован на май 2025 года.
Перемещаемся на Основную сцену. Первой премьерой на ней станет «Тартюф» Мольера (режиссёр – Евгений Писарев). В 1982 году именно в этом здании (тогда – филиале МХАТа им. М. Горького) Анатолий Эфрос поставил легендарного «Тартюфа» со Станиславом Любшиным в главной роли. Для своей версии комедии Писарев заказал новый перевод пьесы; выпуск спектакля намечен на декабрь. В феврале Антон Фёдоров представит «Дон Кихота» Сервантеса. Режиссёр решил «посмотреть на классический сюжет сквозь призму фантазий писателя в современных реалиях – со всеми вытекающими из этого последствиями». Заключительной премьерой на Основной сцене станет «Васса» Максима Горького в постановке Виктора Рыжакова; известно, что главную роль в спектакле сыграет Юлия Пересильд. Выпуск намечен на март 2025 года.
Экспериментальное Новое пространство будет отдано проекту «Слой». Осенью завершится его первый сезон, посвящённый исследованию кинематографа: Артём Терёхин выпустит премьеру «Любовное настроение» по мотивам фильма Вонга Кар-Вая. Однако ожидать театральную версию кино не стоит: постановочная команда Терёхина ушла от атмосферного оригинала в рефлексию на тему любви. Премьера запланирована на октябрь- ноябрь этого года.
О новом векторе лаборатории «Слой» рассказала её куратор Оксана Ефременко: «Мы начинаем новый цикл “Слоя”. Киносюжет завершается, и теперь мы обращаемся к теме словесности. Это будет устное и письменное творчество, которое ориентировано на слово. Здесь для нас очень важны разные жанры, разные векторы»
В рамках «словесного» направления Филипп Гуревич поставит роман молодого писателя, лауреата премии «Ясная поляна» Рагима Джафарова «Сато» о психологии подростка (премьера намечена на февраль 2025 года), а Арсений Мещеряков – «Русские сказки» из сборника Александра Афанасьева. Режиссёр обещает удивить зрителей смелым подходом: за основу взяты тексты без цензуры и литературной обработки, в своей первозданной природе. Взглянуть на народные сказки свежим взглядом можно будет в марте 2025 года.
В апреле Дмитрий Крестьянкин представит документальный социальный проект «День закрытых дверей». Режиссёр уже полтора года готовит спектакль о подростках, отбывающих наказание в исправительных колониях. Всё это время Крестьянкин ездил к осуждённым, проводил с ними мастер-классы, показывал спектакли и рассказывал, как ребята реагируют на современное искусство. У режиссёра сложился очень богатый, плодотворный диалог со своими героями, на основе которого он и создаст спектакль.
К финалу пресс-конференции художественный руководитель театра Евгений Миронов раскрыл тайну: он сыграет главную роль в новом спектакле Валерия Фокина «Смерть Ивана Ильича» по повести Льва Толстого. Репетиции начнутся в апреле 2025 года, а премьерой откроется уже следующий сезон.
Фото Лены Белкиной
Источник: journal.theater