Фестиваль называется «Истоки», и проводится он всего лишь во второй раз. От остальных смотров кукольного дела его отличает ориентация на этническую составляющую: в программу входят спектакли, чьи авторы черпают вдохновение из традиций своих народов. В 2024 году форум будет проходить с 20 по 25 сентября; свои работы представят коллективы из пяти стран.
Борис Константинов, главный режиссёр театр кукол Образцова так формулирует сверхзадачу фестиваля: «Мы идём к истокам, к началу начал, когда хотим дойти до самой сути, отыскать исходный код вещей, событий, явлений. Но этот путь – сначала к истокам, а потом, с новым пониманием, к безграничному океану искусства играющих кукол невозможно пройти в одиночку – ведь сотни живых потоков творчества стекаются реками в мировой культурный этно-океан! Каждый приток вносит что-то своё, оригинальное и самобытное, наполняя и усиливая общее русло, делая его сильным, актуальным, подлинным, наполняя богатством красок и многоголосием обрядов и традиций. Вот об этом наш Фестиваль – о многообразии культур, традиций и о силе общего пути к искусству играющих кукол».
В спектакле, с которого стартует программа, предъявлен синтез фольклорных традиций и высокой культуры. Мытищинский театр «Петрушкина слобода» покажет спектакль «Чёрная речка. Кукольная дуэль». Режиссёр Лариса Балеевских превращает пушкиниану в балаган: в её интерпретации солнце русской поэзии успешно побеждает всех неприятелей, включая смерть с косой.
Другой российский коллектив, иркутский «Аистёнок» привезёт в Москву «Праздник шишки». Таёжный промысел («бить шишку») осмыслен как притча о человеческой природе. Поставил эту историю упомянутый выше Борис Константинов, помимо прочего – уроженец Иркутской области. Брестский театр кукол представит спектакль Дениса Казачука «Евфросиния Полоцкая. Святыя лiтары», основанный на житии одной из самых почитаемых в Беларуси святых. К ещё более древним культурным слоям обратился Борис Чернышов из Донецкого театра кукол. Его постановка называется «Скифские бабы» и выдержана она в форме бессловесной «мистерии» под звуки «Скифской сюиты» Сергея Прокофьева.
Сразу две работы покажет Ташкентский театр марионеток – и обе посвящены похождениям героев, не нуждающихся в представлении. Это комедия «Однажды Насреддин» и музыкальная сказка «Аладдин и его волшебная лампа» в постановке основателя Венского театра марионеток Вернера Хирцера. А вот название спектакля «Морин Хуур» (Монгольский государственный театр кукол) нуждается в расшифровке. Так называется народный монгольский инструмент – нечто вроде двуструнной скрипки с грифом в форме конской головы. Постановка Бат-Улзия Даваасурэна основана на легенде о происхождении этого инструмента. Татарский театр кукол «Экият» сыграет на фестивале «Комедии Камала». В его основе – пьесы Галиасгара Камала «Первый театр» (1908) и «Банкрот» (1911). По словам режиссёра Ильгиза Зайниева, сама идея объединения этих двух текстов – уже дань традиции национального театра, где было принято играть две истории за вечер.
Финал фестиваля впору официально объявить Днём мёртвых – в сугубо позитивном, мексиканском смысле. Москвичи смогут посетить сразу два шествия в честь Día de Muertos – аутентичное («Калаверитас: радость жизни» мексиканского «Mil Rostros Teatro») и русифицированное («Кто убил Фриду Кало?» из репертуара театра Образцова). Оба спектакля будут сыграны на открытом воздухе.
Кроме того, в рамках фестиваля состоится конференция на тему «Ветви и корни. Театр кукол – сокровищница нематериального культурного наследия», пройдут лекции сказковеда Варвары Добровольской, исследователей театра Юлии Большаковой и Егора Авраменко, а также будет открыта выставка, посвящённая 115-летию со дня рождения Бориса Тузлукова – главного художника театра Образцова, который создал визуальный стиль этого места; оформленные им спектакли «Кот в сапогах» (1937), «Волшебная лампа Аладдина» (1940) и «Божественная комедия» (1961) остаются в репертуаре по сей день. Выставка будет называться «Борис Тузлуков. Совершенство стиля».
С полной программой фестиваля «Истоки» можно ознакомиться в Сети – на сайтах фестиваля и театра Образцова.
Фото: социальные сети театра
Источник: journal.theater