Слово «пройдёт» можно воспринимать буквально: откроется смотр уличным шествием, которое возглавит огромный Петрушка – символ фестиваля. Церемония открытия состоится 12 сентября, итоги подведут 16 сентября.
Примечательно, что на протяжении всей, без малого 20-летней истории смотра, международный сегмент в его программе отсутствовал лишь в 2020 году. Форум этого года, 12-й по счёту, исключением не станет. Среди его участников – сразу два коллектива из Китая. Гуандунский театр кукол представит программу «Коллекция произведений кукольного искусства Гуанчжоу». Под суховатым названием скрывается дивертисмент из самых виртуозных номеров традиционного кукольного театра – собственно, сам коллектив был основан в 1956 году с целью сбережения уникальной техники. Другая труппа приедет из провинции Чэнду – она покажет спектакль «Сон куклы», в котором будет предъявлена современная трактовка традиций теневого театра.
По традиции, программа фестиваля «Петрушка Великий» собирается по тематическому принципу. В этом году в фокусе внимания – проблема драматургии, а тема сформулирована как «Глагол и Образ». В театре девиз поясняют так: «Образ здесь – это и кукла, и тень, и предмет. Ведь театр кукол – искусство визуальное. А Глагол это и действие, он отвечает на вопрос “Что делать?”, “Что сделать?” Это и процесс говорения – глаголить. А действие и текст составляют основу драматургии».
Соответственно, разнообразие форм актуального театра кукол должно явиться в разнообразии его литературного «фундамента». В программе просматривается несколько направлений. Прежде всего, это инсценировки «взрослой» классики – Островского («Шутники» Анны Коонен из репертуара Московского областного театра кукол) и Шекспира («Ромео и Джульетта» Бориса Константинова, созданный для петербургского «Кукольного формата», и «Король Лир» Бориса Манджиева из репертуара Чувашского государственного театра кукол). Современная литература представлена спектаклем Руслана Кудашова «Похороните меня за плинтусом» (Воронежский театр кукол им. В. А. Вольховского) и «Авиатором» в постановке Ильгиза Зайниева (Татарский театр кукол «Экият»).
Всё это – постановки, рассчитанные на зрителей старшего возраста. В непосредственно детском сегменте преобладает наша классика – прежде всего, наследия Корнея Чуковского: Санкт-Петербургский театр марионеток им. Е. С. Деммени привезёт «Айболита» в постановке Эдуарда Гайдая, а Вологодский областной театр кукол «Теремок» покажет «триллер из жизни насекомых» «Муха Цокотуха» (режиссёр – Амир Ерманов). Что касается современности, то здесь будет отмечен интерес к скандинавской литературе – спектакль «Правдивые истории Поросёнка и Лиса» Натальи Пахомовой (Ивановский областной театр кукол), в основе которого – сказки Бьёрна Рёрвика. Также в афише значится «Удивительная лошадь» Елены Евстроповой, которая обратилась к прозе Андрея Кутерницкого (Ханты-Мансийский театр кукол), и интерактивная игра «Раз краска, два краска» (Екатеринбургский театр кукол), сочинённая самими кукольниками – Семёном Вяткиным и Евгением Сивко (он же – режиссёр спектакля).
Кроме того, в рамках фестиваля будет показана офф-программа, в которую войдут кукольные постановки независимых коллективов из Екатеринбурга: театра теней «Тохот», театра Альберта Зинатуллина и театра «Мир на ладошке».
Напомним также, что «Петрушка Великий» – фестиваль конкурсный (победителей выберет жюри во главе с критиком Владимиром Спешковым). Полную программу смотра можно найти на сайте Екатеринбургского театра кукол и в его социальных сетях.
Фото: соцсети Екатеринбургского театра кукол
Источник: journal.theater