Всё это – в спектакле «Усадьба Ланиных». Худрук Молодёжного театра Алексей Бородин обратился к пьесе Бориса Зайцева, написанной в 1911 году. Как утверждает режиссёр, этот текст, в котором можно различить и отблеск драматургии Чехова, и предчувствие катаклизмов XX века, актуален и сегодня. Проверить это утверждение можно будет в день премьеры, 20 сентября.
Рассказывая о пьесе, Алексей Бородин непременно напоминает о её сценической судьбе: «“Усадьба Ланиных” была первой режиссёрской работой Евгения Вахтангова. В 1914 году он, актёр МХТ, поставил её в “Студенческой драматической студии”, ядро которой составляли воспитанники Коммерческого института. Они и выбрали материал. Участник той постановки, Борис Захава, вспоминал, что студийцы нашли в пьесе то, “о чём каждый втихомолку мечтал”. Это была история “в чеховских тонах”, но посвящённая молодым героям, ровесникам студийцев; они прозвали её “нашей «Чайкой»”» Премьера состоялась 26 марта 1914 года. Спектакль был оформлен абстрактно, «в сукнах» (художник – Либаков); сад символизировали ящики с искусственной сиренью, политой одеколоном «Сирень». Художественное решение было ядовито высмеяно критиками – как и спектакль в целом. Однако именно из этого провала выросла 3-я студия МХАТ, а двое студентов – Борис Захава и Ксения Котлубай – стали её актёрами.
Гораздо удачливее оказался режиссёр Владимир Татищев, в том же 1914 году выпустивший «Усадьбу» в театре Корша. Критика того времени отнеслась к премьере без особенного энтузиазма, однако публика постановку приняла. Спектакль шёл с аншлагами. Успех вдохновил Татищева на дальнейшую работу с драматургией Зайцева: в 1916 году он поставил «Ариадну» – пьесу, которую сам автор считал «мало сценичной». Того же мнения он был и об «Усадьбе Ланиных», однако после неожиданного успеха спектакля у Корша он предложил этот текст Мейерхольду для постановки в Александринском театре. Хлопоты успехом не увенчались – в ответном письме Всеволод Эмильевич заявил, что современной драматургии нет, пьесы «тургенево-чеховского пути» считаться таковыми не могут и перенаправил писателя к Мережковскому. Тем сценическая судьба «Ланиных», судя по всему, и исчерпалась.
«Эта пьеса, – рассказывает Алексей Бородин, – несмотря на словесный импрессионизм, таит в себе внятную и важную для меня тему: жизнь забыта. А именно сейчас, мне кажется, пора вспомнить, что мы живём для самой жизни. Мы ставим своей задачей выжить и не по мелкому счёту. Не вляпаться ни в какие сплетни, разломы, доносы. А это сегодня, своего рода, протест против уничтожения личности, против растаптывания нормальной частной жизни, которая важна сама по себе и никто не вправе её останавливать. Герои пьесы это понимают: только свою жизнь реализовать во всех противоречиях, на максимальной отдаче, как будто в последний день».
Стиль, в котором будет выдержана постановка, в анонсе охарактеризован как «театр Бородина». Действительно, «Усадьба Ланиных» вписывается в ряд последних премьер худрука РАМТа: многофигурных историй, где общечеловеческая драма неотделима от исторической рефлексии («Леопольдштадт» по Тому Стоппарду, «Душа моя Павел» по Алексею Варламову). Впервые этот театр Бородин создаёт без своего постоянного соратника, художника Станислава Бенедиктова (он ушёл из жизни в ноябре 2022 года). Визуальный облик спектакля создал Максим Обрезков.
Остальные участники творческой команды – люди, много работавшие с Бородиным: художник по костюмам Мария Данилова, композитор Александр Девятьяров, хормейстер Максим Олейников, хореограф Дмитрий Бурукин. За видео (или, как это названо в программке) видеосценографию отвечает Ася Мухина, художник по свету – Руслан Майоров.
В актёрский ансамбль «Усадьбы Ланиных» вошли Андрей Бажин, Анна Тараторкина, Евгений Редько, Яна Палецкая, Мария Турова, Денис Баландин, Анастасия Волынская, Максим Керин, Андрей Сорокин, Дарья Рощина, Иван Юров, Андрей Лаптев, Артём Штепура, а также Владимир Зомерфельд, Илья Барабошкин, Александра Аронс, Данила Богачёв, Дарья Затеева, Иван Канонеров, Вера Зотова, Антон Савватимов, Евгения Белобородова, Николай Угрюмов, Полина Калёнова, Константин Юрченко, Антонина Писарева, Варвара Пахомова и Марк Нестер.
Фото: сайт РАМТа
Источник: journal.theater