26 сентября театр под руководством Михаила Левитина открывает 65-й сезон. Первая премьера – комедия «Весёлая женщина», основанная на пьесе сына художественного руководителя «Эрмитажа», Михаила Левитина-младшего. Подчёркнуто легкомысленное название – и афиша, снабжённая троекратным междометием «Блямц!» – лишь отчасти отражают суть предприятия.
Дело в том, что это историческая постановка; подавляющее большинство её действующих лиц – подлинные, а вынесенная в заглавие женщина – Елена Блаватская (1831-1891), спиритуалистка и создательница религиозного учения теософии, чьи положения оказали огромное влияние на интеллектуалов конца XIX века (вплоть до Льва Толстого и, увы, теоретиков нацизма).
Создатели называют «Весёлую женщину» первым в России спектаклем о Блаватской (территориальное уточнение важно, поскольку на постсоветском, особенно в родном для героини Днепре, биографические постановки о ней случались). Как персонаж Блаватская на нашей сцене возникала; из самых ярких недавних примеров – спектакль Валерия Фокина «Один восемь восемь один», где образ спиритуалистки создал Иван Супрун.
Спектакль, готовящийся к премьере в театре «Эрмитаж», имеет две отличительные способности. Во-первых, в фокусе внимания здесь – молодые годы Блаватской, так называемый «тифлисский период» (1847-1849), когда взгляды будущей властительница дум ещё формировались. Во-вторых, это комедия, подчёркивающая эксцентричность главной героини, сказавшей однажды философу Владимиру Соловьёву: «Чем безумнее выдумки, тем лучше».
Значительную роль в формировании атмосферы безумства играет выбор ракурса. События «увидены» глазами 10-летнего Серёжи Витте – будущего министра финансов Российской империи. Остальные персонажи пьесы – члены семей Витте и Блаватских, князь Александр Дондуков-Корсаков (будущий герой войны и наместник Кавказа), а также имам Шамиль. Елену Блаватскую сыграют Марина Глянц (юная Блаватская) и Екатерина Тенета (в повзрослевшей ипостаси), Серёжу Витте – Алексей Сошин и Артём Качанов.
В творческую команду спектакля вошли художник Гарри Гуммель, художник по свету Евгений Виноградов, композитор Андрей Семёнов, хореографы Ирина Вакарина и Батраз Засеев, а также звукорежиссёр Антон Морозов.
Фото Лены Мельниковой
Источник: journal.theater