Программа «XX век. Музыка светлого будущего» с участием Московского государственного академического камерного хора (художественный руководитель — Тимофей Гольберг) пройдет 21 сентября 2024 года в Зале Зарядье. Коллектив примет участие в исполнении Второй симфонии («Октябрю») Дмитрия Шостаковича, Симфонической поэмы для оркестра с хором «Комсомолия» Николая Рославца, Кантаты для оркестра, смешанного и детского хора и солистов «Коммунистический манифест» Эрвина Шульхофа. Ранее программа представлялась на фестивале современной музыки в Нижнем Новгороде. Читайте наш канал в TelegramПодписаться
Все упомянутые сочинения, так или иначе, связаны с темой «Авангард и Революция». В значительной степени, авангард, в том числе и музыкальный, был «левым». Интерес к Великой Октябрьской социалистической революции, к практическому воплощению идеи коммунизма — эксперименту невиданного масштаба — испытывали многие западные интеллектуалы. Этот эксперимент ломал старые формы общества, а авангард — старые формы искусства. В начале 1930-х годов первая волна европейского авангарда стихла по естественным причинам, а советский авангард был еще и задушен властью. Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 года ликвидировало все писательские объединения, стоявшие на различных (часто — диаметрально противоположных) эстетических позициях; его результатом стало создание Союза советских писателей и утверждение метода социалистического реализма как эстетической догмы. Кроме того, документ предписывал «провести аналогичное изменение по линии других видов искусства», что вскоре и было сделано. Во многом, эти репрессии забили последний гвоздь в крышку гроба первого русского авангарда в СССР: новый советский миф требовал монументальных форм, к которым авангард (во всяком случае, музыкальный) оказался неспособен.
Два из трех упомянутых сочинений написаны в кульминационных для советского авангарда 1927 — 1928 годах. Вторая симфония («Октябрю») Дмитрия Шостаковича (1906 — 1975) создана к 10-летию Революции (1927). Ее высоко оценил первый Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский; помимо него, на премьере в Ленинграде 5 ноября 1927 года присутствовали и другие высшие партийные деятели М.И. Калинин, Г.В. Чичерин, В.В. Куйбышев, С.М. Киров. В 1930-е годы симфония была объявлена формалистическим экспериментом и надолго запрещена. Вторая симфония — пример смешения двух предельно контрастных составляющих: с одной стороны, это авангардный язык симфонических эпизодов, с другой — нарочито-плакатный последний эпизод, в котором хор поет, а иногда и скандирует стихотворение поэта-комсомольца Александра Безыменского. В партитуре среди инструментов значится фабричный гудок, который может быть заменен валторнами, тромбонами и трубами.
«Комсомолия» (1928) — симфоническая поэма для оркестра и хора русского авангардиста Николая Рославца (1881 — 1944). Последователь А.Н. Скрябина в начале творческого пути, Рославец затем создал оригинальную систему организации музыкальных звуков, которую долгое время сравнивали с додекафонией А. Шенберга. С 1930-х годов Рославец был, фактически, вычеркнут из советской музыки, настоящее освоение наследия гениального русского авангардиста началось лишь на рубеже 1980-х — 1990-х. Первое исполнение «Комсомолии» прошло в 1928 году и транслировалось по радио, однако партитура была издана лишь в конце 1980-х. Хор в этом сочинении используется как краска и поет без слов (частое явление в музыке XX века).
«Коммунистический манифест» (1932) — кантата для солистов, смешанного и детского хоров и оркестра чешского композитора еврейского происхождения Эрвина Шульхофа (1884 — 1942). Разносторонний композитор и блестящий пианист, Шульхоф в разные периоды испытал влияние романтизма, импрессионизма, дадаизма. В 1920-е — 1930-е годы он, как и ряд современников (Стравинский, Хиндемит, Мийо и др.) увлекся джазом, сочетая его с элементами экспрессионизма и неоклассицизма. Кантата сочинена на текст знаменитого произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Неизменно симпатизировавший коммунизму и СССР, Шульхоф в 1941 году получил визу в нашу страну (в Третьем Рейхе его музыка была под запретом), но не успел ею воспользоваться: 23 июня он был арестован, затем брошен в концлагерь Вюльцбург, где в 1942 году скончался от туберкулеза.
Также в концерте исполняются Концертино для скрипки и струнного оркестра Мечислава Вайнберга и «Блуждания маленькой души» (концерт для скрипки с оркестром) Леоша Яначека.
Исполнители: Московский государственный симфонический оркестр, Московский государственный академический камерный хор (Хор Минина), Детский хор «Весна» имени А.С. Пономарева.
Солисты: Алина Отяковская (сопрано), Елизавета Вайслейб (меццо-сопрано), Сослан Кусов (тенор), Владислав Бирюков (баритон), Ольга Волкова (скрипка).
Дирижер — Иван Рудин.
Начало в 19-00.
Информация предоставлена
пресс-службой Хора Минина
Автор снимка — Лилия Ольховая
Источник: muzklondike.ru