Чайковский и Рахманинов как зеркало русского романса

«Фирма Мелодия» выпустила альбом Дмитрия Скорикова и Владимира Овчинникова Читайте наш канал в TelegramПодписаться

Чайковский и Рахманинов как зеркало русского романса

Солист «Геликон-оперы» бас Дмитрий Скориков и пианист Владимир Овчинников, о котором критика пишет как о музыканте, устремленном к «самым высоким вершинам виртуозности», давно сотрудничают. Их совместные выступления можно услышать во многих московских залах. Результатом их концертной и студийной работы стал альбом романсов Петра Чайковского и Сергея Рахманинова, записанный в 2023 году.

Чайковский и Рахманинов — одни из главных авторов русской камерной вокальной музыки. Старший и младший коллеги, учитель и ученик, они были хорошо знакомы, взаимно ценили сочинения и оказывали влияние друг на друга. Чайковский подвел итог развитию романса в XIX веке, его превращению в эквивалент личного дневника, произведения тонкого, с обостренным внутренним чувством, полного переживаний. Рахманинов открыл новую страницу — кратковременный радостный период. Его сочинения полны светлыми образами, надеждой. Сочинители разделяли схожий подход: «заставить [музыку] прямо и просто выражать то, что у меня на сердце» и «быть кратким и ясным».

Для певца Дмитрия Скорикова и пианиста Владимира Овчинникова русский романс и сочинения Чайковского и Рахманинова — музыка, которая сопровождала с ранних лет и сформировала профессиональное отношение к исполнительству. Овчинников отмечает, что любовь к романсу ему привил профессор Московской консерватории, многолетний концертмейстер Большого театра Кирилл Виноградов. Он говорил: «в романсах музыка неразрывно связана со словом. Тонус музыкального сопровождения, эмоциональная содержательность исполнения должна в полной мере соответствовать и глубине текста, и выразительности каждой фразы, и емкости отдельного слова».

Альбом для «Фирмы Мелодия» родился из этой мысли. Скориков и Овчинников выбрали романсы на стихи российских поэтов, которые отразили разные возможности жанра. Среди них — повествующий о негромком героизме «Подвиг» Алексея Хомякова, подражающий птичьему пению «Соловей» Александра Пушкина, скорбная, возникшая после смерти близкого человека «Страшная минута» Петра Чайковского, величественный и печальный «Христос воскресе» Дмитрия Мережковского, энергичное «Пора!» Семена Надсона. Сочинения позволяют оценить многообразие образов, которые умел передавать русский романс рубежа XIX–XX веков, и творческую гибкость, тонкость слуха, с которой композиторы меняли свои приемы, исходя из настроения поэтического текста.

Оба музыканта говорят о важной роли языка в устройстве романса, союзе музыки и слова. Дмитрий Скориков обращает внимание, что «Чайковский и Рахманинов чувствовали музыку русского языка. Это самые большие мастера романса, которые подчеркивали красоту русского слова. Более проникновенных художников сложно себе представить. Они работали в первую очередь с интонацией. Как преподнести фразу, как обыграть мысль, как положить стихотворение, его особенности, на музыку». Палитра чувств, к которым обращались авторы XIX века, их переложений в слово и музыку, знакомство с возможностями романса — ключевые для записи, которую издает «Мелодия».

Информация предоставлена
пресс-службой «Фирмы Мелодия»

Источник: muzklondike.ru